- ПРЕМИЯ
- (англ. premium от лат. praemium – вознаграждение) – 1) одна из форм материального поощрения работников предприятия за выполнение ими плановых заданий, договорных обязательств, повышение эффективности производства и улучшение качества продукции (работ). Величина П. увязывается с достижением конкретных количест. или качеств. результатов в трудовой деятельности человека. Как действенное средство мотивации к высокопроизводит. труду П. широко используются на практике. Источник премирования: фонд заработной платы, прибыль пр-тия. П. входят в состав дополнит. части заработной платы. Размер П., как правило, определяется в процентном отношении к основной (тарифной) части заработной платы работника или группы работников, но может соотноситься и с суммой достигнутой прибыли. Он должен быть достаточным для создания необходимой материальной заинтересованности в результативности труда всех категорий работников. Системы премирования, сроки и размеры П. за достижение тех или иных показателей и порядок снижения премии предусматриваются Положением о премировании, утверждаемым администрацией пр-тия по согласованию с соответств. профсоюзным органом и включаемым в коллективные договоры. Показателями, достижение к-рых является основанием для получения П., могут быть: выполнение и перевыполнение плана выпуска качественной продукции, сверхплановое снижение себестоимости продукции, сокращение сроков выполнения работ, экономия сырья и др. материальных ценностей и т.д. При несоблюдении условий премирования размер П. снижается или она вообще не начисляется. П. делятся на две группы: обусловленные системой оплаты труда (дополнит. надтарифная оплата за достижение определ. результатов труда) и не обусловленные действ. системами заработной платы – поощрит. выплаты, не обязательные для администрации, а только наделяющие ее правом их осуществить (напр., единоврем. разовые П. по результатам конкурсов, смотров, за рационализаторские предложения и др.). Данный порядок премирования распространяется на все категории наемных работников пр-тий. Нек-рая особенность в определении величины и показателей премирования имеется при оценке вклада в результаты деятельности пр-тия их руководителей. Постановлением Правительства РФ № 210 от 21 марта 1994 утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, согласно к-рому в условиях контракта дополнительно к должностному окладу предусматривается и ден. вознаграждение (П.) за результаты финансово-хоз. деятельности пр-тия, выплачиваемое за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Величина вознаграждения устанавливается по нормативу, к-рый определяется как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме прибыли за предшеств. календарный год. Сроки выплаты П. определяются пр-тием самостоятельно. Принятый порядок вознаграждения применяется на гос. пр-тиях и в акц. обществах, у к-рых доля гос. собственности в уставном капитале превышает 50%. Утвержденное Правительством РФ Положение об условиях оплаты труда руководителей гос. пр-тий не распространяется на пр-тия, учр-ния, финансируемые из бюджета, где оплата труда работников производится по 18-разрядной Единой тарифной сетке. 2) надбавка, маржа: П. – сумма, на к-рую цена продажи облигации превышает ее номинальную стоимость (продажа с П.); П. – сумма, на к-рую цена погашения, уплачиваемая эмитентом, превышает номинальную стоимость облигации при погашении; П. – цена опциона (колл или пут), к-рую покупатель должен заплатить его продавцу за опционный контракт.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.